Из четырех времен года, Зима наверное не менее любима людьми, чем летняя пора. Кто из нас в детстве не любил строить снежные крепости и лепить снежных баб? А мчаться с горы на санках, или лыжах? Становясь взрослыми, мы уже не так восторженно предаемся зимним развлечениям, хотя катание на лыжах и коньках попрежнему доставляет большое удовольствие всем.
Разнообразие зимних видов транспорта, наверное не менее обширно, чем летних. Это конечно же санки, лыжи, коньки, велосипеды, самокаты и более серьезные, технические виды зимнего транспорта. Такие как снегоходы, буеры, аэросани и другие.
Сегодняшний небольшой обзор снегоходной техники мы начнем как всегда, с небольшой исторической справки. Считается, что первые сани с мотором были построены и успешно испытаны Николаем Коробановым, еще в царской России, где-то в 1900-1905 годах. Сани приводились в движение бензиновым мотоциклетным мотором, при помощи специальных штанг, соединенных с коленвалом двигателя. Штанги попеременно упирались в плотный наст и толкали сани вперед. На рыхлом снегу такой движитель оказался неэффективным.
Другой изобретатель, авиационный инженер Сергей Неждановский, построил в 1903 году необычные моторизованные сани с пропеллером, которые явились прообразом нынешних аэросаней. Надо сказать, что аэросани, при определенном инженерном подходе, могут быть очень универсальным транспортным средством. Если заменить лыжи колесами, то аэросани превращаются в аэромобиль. Если их поставить на два поплавка, то они становятся уже аэроглиссером-катамараном. А если конструкция аэросаней достаточно легка, то можно установить паракрыло и получится паралет. Можно вообще установить крыло самолетного типа и хвостовое оперение с фюзеляжной балкой, что превратит аэросани в легкий самолет. Вот такое вот это замечательное изобретение.
На примере этой небольшой модели наглядно показаны четыре варианта использования одного основного модуля в качестве аэромобиля, аэросаней, аэроглиссера и дельталета. На самом деле вариантов может быть гораздо больше.
КОРДОВАЯ МОДЕЛЬ АЭРОМОБИЛЯ
КОРДОВАЯ МОДЕЛЬ АЭРОСАНЕЙ
МОДЕЛЬ АЭРОГЛИССЕРА
МОДЕЛЬ ДЕЛЬТАЛЕТА
Представленные чертежи универсальной модели с аэродвижителем взяты из журнала «Моделист-конструктор»
Возможно, что именно эта модель подтолкнула инженеров к разработке вот такого интересного автомобиля. А может быть наоборот, этот автомобиль натолкнул на идею использования его в качестве универсального транспортного средства. Как бы там ни было, на этом чертеже очень похожий автомобиль, но уже с воздушным винтом.
Дальше, как говорится, комментарии излишни. Небольшой, компактный аэромобиль, аэросани, аэроглиссер и летательный аппарат в одном лице. Эдакий транспортный «Конструктор» для взрослых. Если кого то заинтересовал этот проект, то представляю три проекции кузова двухместного аэромобильчика.
Продолжим, однако, нашу основную тему, посвященную снежному транспорту. На сегодняшний день известно много различных транспортных средств, приспособленных для передвижения человека, или грузов, по снежному покрову, или по льду.
Начнем с самых простых, с мото-буксировщиков лыжника, конькобежца, или обычных санок. В моей статье «Автомобильные пробки», упоминались такие моторизованные компактные буксировщики. Очень интересные и перспективные конструкции, которые можно использовать практически круглый год. Причем не только для буксировки человека по суше, на роликовых коньках, или на специальной тележке. Но и в зимнее время, для буксировки лыжника, или санок. Более того, при некоторой конструктивной доработке, такое устройство можно использовать даже для буксировки резиновой лодки, или маленького катамарана.
Ранцевый аэро-движитель также достаточно компактен и может использоваться в различных ситуациях как универсальное простейшее тяговое устройство. Оно легко может быть установлено и на санках, и на легкой тележке, и на маленькой лодке.
Кстати о лодках. Аэросани, да и любой другой снегоходный транспорт, расчитанный для передвижения по снегу, совсем не приспособлен для преодоления водных препятствий. Случается, что преодолевая какой либо водоем по льду, они проваливаются и уходят под воду.
Для местностей, где есть водоемы, которые нужно преодолевать, существуют аэросани, корпус которых похож на лодку. Такие сани с одинаковым успехом используются как для передвижения по снегу, так и для передвижения по воде. Это позволяет использовать их круглый год, без какого либо переоборудования. А если установить такие сани на специальную тележку, то можно и по суше прекрасно ездить.
Сегодня я еще ни словом не обмолвился о таком популярном снегоходе, как мотонарты. Современные мотонарты, выполненные по классической схеме, с одной гусеницей и двумя рулевыми лыжами, представлены на фото справа. Это чисто зимний вид транспорта, приспособленный для передвижения по пересеченной местности, в лесу и там, где есть высокие холмы. Им не страшны крутые затяжные подъемы и лесные заросли. Они используются там, где не пройдет никакой другой транспорт.
Ну, вот пожалуй и все пока о зимних и универсальных видах транспорта. Надеюсь информация была полезной для Вас.